Бирюкова Н.Н.
|
|
Современная концепция детской библиотеки как развивающей среды для читателя-ребенка предполагает создание в ней условий, способствующих духовному развитию личности. Формирование юного читателя происходит в процессе деятельности и общения. Организовать плодотворное общение в библиотеке – важная задача библиотекаря. Эта задача под силу только высококвалифицированному специалисту, обладающему глубокими профессиональными знаниями и внутренним духовным богатством. Библиотекарь, работающий с детьми, должен обладать личностными, душевными качествами, способными увлечь ребенка, повести его вперед. Ему должны быть присущи психологическое чутье, педагогический такт, которые немыслимы без комплекса педагогических и психологических знаний. Детскому библиотекарю необходимы знания законов дидактики, возрастной психологии, понимание специфики библиотечных воспитательных возможностей, умение ориентироваться в тенденциях современного образовательного процесса, навыки применения данных психологии в библиотечной практике с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, подростков, юношества. На формирование перечисленных качеств направлены курсы по выбору, введенные для студентов специализации детских и школьных библиотек СГАКИ: «Психология чтения детей и подростков» и «Психолого-педагогические аспекты общения в детской библиотеке». Главное назначение курсов – подготовить будущих специалистов к творческому общению с детьми, подростками, юношеством; повысить уровень их психологической подготовки применительно к решению задач читательского развития. Изучение курсов в определенной степени синтезирует круг знаний в области социологии, психологии, педагогики, литературы и библиотековедения. В рамках курса «Психология чтения детей и подростков» студенты получают знания о типологических особенностях читателей разных возрастных групп, знания психологии чтения, особенностей восприятия, анализа и оценки произведений литературы разных жанров юными читателями. Другой курс направлен на формирование и развитие коммуникативных качеств библиотекаря, к которым мы относим, прежде всего, способность специалиста к широкому общению на основе знания и учета психологических особенностей детей и подростков, их читательских запросов и интересов. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально переживать, умение решать конфликтные ситуации, умение принимать верное поведенческое решение в условиях дефицита информации и т.д.); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Все многообразие тем, изучаемых в рамках курса, можно объединить в несколько блоков: 1. Психологические основы общения, включающие, помимо общепсихологических характеристик процесса общения, элементы психодиагностики коммуникативных способностей и разработку программы самосовершенствования. 2. Современное состояние общения в детской библиотеке. Студенты изучают различные виды библиотечного общения, рассматривают его основные параметры и характеристики: содержание и формы общения, факторы, влияющие на общение и т.д. 3. Моделирование оптимального процесса общения библиотекаря с юными читателями. На занятиях разрабатываются программа и отдельные заседания подросткового клуба «Общение» при библиотеке. В рамках курса по выбору студентами проведено локальное исследование на базе детских и школьных библиотек с целью определения путей совершенствования общения библиотекаря с читателями-детьми. Материалы наблюдения за процессом общения в детской библиотеке, проведенного студентами, позволили выделить среди библиотекарей 4 типа: пассивный, авторитарно-активный, доброжелательно активный и негативный. Наиболее благоприятный – доброжелательно-активный библиотекарь, который всегда готов помочь читателю советом в выборе книги, учитывая интересы ребенка, – встретился нам в 47 % случаев. Тревожит тот факт, что в детских библиотеках достаточно много пассивных, равнодушных работников, демонстрирующих безразличное отношение к читателям. Четверть наблюдаемых нами ситуаций общения состоялись именно с такими библиотекарями. К сожалению, нередко встречаются в отделах обслуживания читателей-школьников и такие библиотекари, которые не любят свою работу, читатели раздражают его, и он не скрывает своего раздражения. Опыт такого негативного общения в библиотеке получили 10 % изученных нами читателей. Студентам предлагалось решить вопрос о том, к какому типу библиотекарей отнесли бы они себя. Результаты получились такими: 9 студентов из 17 – доброжелательно-активны; 3 – авторитарно-активны, 2 – пассивны, 3 студента не ответили на этот вопрос. Опрос библиотекарей-практиков и студентов помог выяснить степень их готовности к полноценному общению с читателями. 80 % респондентов признали себя профессионально подготовленными к процессу общения в детской библиотеке, но высказали пожелание: уделить в ходе занятий больше внимания практике общения; отсутствие опыта общения с читателями вызывает основную трудность у студентов, наряду с отсутствием у ребят интереса к чтению и нехваткой хорошей литературы в фондах библиотек. Представляют интерес ответы на вопрос: Что такое мастерство детского библиотекаря – наука или искусство? Лишь 5 % опрошенных признали приоритет за наукой: «без обучения мастером не стать». Почти 20 % респондентов отдают предпочтение определению мастерства как искусства: «Это творческая работа, требующая большой отдачи душевных сил, вдохновения, артистизма». Остальные студенты считают, что мастерство детского библиотекаря сочетает в себе и научные знания и творчество, талант. |